21 марта 1889 года родился выдающийся поэт, композитор и певец Александр Вертинский.
Да, именно в таком порядке - сначала поэт. Можете взять книгу и почитать его стихи в отрыве от мелодии - они легко читаются, прекрасно сложены по рифме, каждое слово выверено, четко и осмысленно. Более того, и темы, затронутые Вертинским в своём творчестве - глубокие и вечные. История ведь имеет свойство повторяться: это и войны с напрасными жертвами, и эмиграция с тоской по родным краям, и пагубные пристрастия, и эмоционально выматывающий труд артиста, и, конечно, любовь - главная тема и вечный двигатель вдохновения и творческой энергии. Когда я был студентом и мы проходили по литературе поэзию Серебряного века, я искренне недоумевал - почему Вертинского не оказалось хотя бы в расширенном списке поэтов, со стихами которых нам рекомендовали ознакомиться.
Потом - композитор. Проиграйте мелодии песен Вертинского на фортепиано - и вы услышите, что его мелодии вполне самодостаточны и могут звучать без текста. Более того, если сравнивать музыку Вертинского с другими авторами романсов, творивших в первой половине XX века (Б. Фомин, Б. Прозоровский, братья Покрасс и другие), то и мелодии, и музыкальные формы, в которых работал Вертинский, наверняка покажутся вам куда более самобытными и изысканными. Конечно, я также был в недоумении, когда в курсе истории русской музыки - как в музыкальном училище, так и в консерватории - жанр русского романса был представлен творчеством только лишь трёх композиторов. И, хотя все они носили имя Александр, но фамилии Вертинский среди них не было. Как вы, наверное, уже догадались, этими тремя Александрами были Алябьев, Варламов и Гурилёв, сочинявшие свои романсы еще в начале позапрошлого столетия. О дальнейшем же развитии жанра русского романса курс музыкальной литературы благополучно умолчал.
Ну и, наконец, певец. Очень жаль, что не сохранились видеозаписи концертов Вертинского - несмотря на то, что при его жизни техника уже вполне позволяла это сделать. Однако съёмки велись в основном для телевидения, а, поскольку Вертинского, несмотря на его огромную популярность, по телевидению не показывали (понятное дело, по политическим причинам - как-никак, в течение 25 лет человек жил, работал и творил за границей и имел там большой успех), то и видеозаписи с его концертов посмотреть не представляется возможным в связи с их отсутствием. А посмотреть наверняка было на что - по рассказам очевидцев, значительную роль в успехе Вертинского составляли его артистический образ и жестикуляция. Если же говорить непосредственно о пении Вертинского, то его голос и манера пения были весьма самобытными, не похожими на кого-либо ещё. Тончайшая фразировка, выверенные детали, яркие образы - всё это было характерно для Вертинского-певца. Однако долгое время было распространённым мнение, что романсы Вертинского не следует петь другим артистам, что они могут гармонично звучать только в сочетании с его голосом. И, действительно, в первые 40 лет после смерти Вертинского если кто и исполнял его романсы, то случаи эти были единичными и оказывались значительно менее удачными, чем авторская версия, лишь подчёркивая бытовавшее тогда мнение.
Тон в возвращении романсов Вертинского на живую сцену на рубеже веков задал Олег Погудин. В его исполнении песни зазвучали совершенно по-другому, в них открылись какие-то новые краски. Ну а потом, услышав Погудина, очевидно, и другие артисты поняли, что петь Вертинского можно и нужно, что не обязательно подражать ему, копировать его интонации - нет, в его романсах скрыто еще много интересного, и задача исполнителя - найти новые яркие моменты, краски, образы, которые заложил в свои романсы поэт и композитор Александр Николаевич Вертинский.
Сейчас интерес к творчеству Вертинского как никогда велик. Его песни исполняют многие артисты, о нем снимают фильмы, ставят спектакли. Творчество его по-прежнему весьма актуально и продолжает жить.
Ну и, конечно, предлагаю послушать романсы Вертинского в моём исполнении🎤🎧