150 лет назад, 20 марта 1973 года по юлианскому календарю, родился Сергей Васильевич Рахманинов. В различных источниках датой его рождения по современному (григорианскому) календарю указываются как 1, так и 2 апреля. В какой-то степени, верны оба варианта. В 20 и 21 веках разница в этих календарях составляет 13 дней - поэтому семья Рахманиновых отмечала его день рождения 2 апреля. Эта же дата указана и в паспорте композитора, и на его надгробии. Однако в 19 веке, когда родился Рахманинов, Россия ещё жила по юлианскому календарю, а разница в датах составляла 12 дней (изменение произошло из-за того, что 1900 год с точки зрения юлианского календаря был високосным, а с точки зрения григорианского - не был) - потому правы и те, кто посчитал разницу в календарях в соответствии с его годом рождения. Таким образом, в большинстве современных источников информации датой рождения Рахманинова указывается 1 апреля 1873 года. Но это так, статистика. Творческий путь Рахманинова уникален. Первая половина 20 века - время экспериментов. Новаторство проявлялось во всём мире и во всем - от государственного устройства, науки и техники до различных направлений искусства и литературы. Экспериментальное творчество затронуло и музыкальную культуру. Искали новые краски в музыке импрессионисты Дебюсси и Равель, развивал вселенские философские идеи Скрябин, шокировали публику обилием резких созвучий Стравинский и Прокофьев. Музыка Рахманинова же не несла в себе никаких новаторских черт. И, тем не менее, вклад Рахманинова в мировую музыкальную культуру сложно переоценить. На фоне всей этой музыкальной вакханалии, разыгравшейся как по взмаху дирижёрской палочки по городам и весям всего земного шара, его творчество оставалось неким оазисом, островком прекрасной, изысканной, рафинированной музыкальной культуры 19 века. В ранний период творчества критики нередко ставили Рахманинову в упрёк такой консервативный стиль музыки. Но его творчество вкупе с блестящим исполнительским мастерством пианиста нашло отклик у широкой аудитории, и Рахманинов довольно быстро стал заметной фигурой как в российском музыкальном обществе, так и в мировом. Наверняка тяга к консервативному направлению в музыке была обусловлена и характером мировоззрения композитора. Конечно, человек консервативных взглядов не будет после Литургии и Всенощного Бдения сочинять революционные марши. Поэтому Рахманинов не принял революцию и решился на отъезд в эмиграцию. Но также следствием этих черт его личности стал и глубокий творческий кризис, настигший его после отъезда. В первые 10 лет, проведенные за границей, Рахманинов не занимался сочинением музыки вообще, сосредоточившись на деятельности концертирующего пианиста и дирижёра. Разумеется, значительную часть его пианистического репертуара составляли собственные сочинения, написанные в период до отъезда. Так, через исполнительскую деятельность, к Рахманинову пришла и всемирная слава композитора. Рахманинов делит с Дебюсси первое место среди самых исполняемых фортепианных композиторов XX века и стабильно входит в десятку самых популярных авторов фортепианной музыки за всю историю. Удалось ему создать прекрасную музыку и в других музыкальных жанрах. Романсы Рахманинова по праву считаются вершиной русской великосветской вокальной лирики, а Всенощное бдение - шедевр русской духовной музыки на все времена. 🎹 Ну и в качестве музыкального приношения - Прелюдия ре-минор в моём исполнении 😊